Берк
[img=left]http://larevolution.ru/uploads/posts/2012-02/1329494489_berk.jpg[/img]БЕРК (Burke) Эдмунд (12 января 1729, Дублин — 9 июля 1797, Бэконсфилд) английский мыслитель и политический деятель, идеолог консерватизма.
[b]Происхождение и образование[/b]
Родился в семье ирландского юриста. Отец — протестант, мать — католичка. Начальное образование Проститутки-индивидуалки в СПб, Ленинский проспект получил в католической школе, среднее — в квакерской, высшее — в дублинском Тринити-колледже (1743-1748). В 1750 уехал в Лондон изучать право, которому, однако, вскоре предпочел литературное творчество.
[b]Начало литературной деятельности[/b]
В 1756 Берк опубликовал памфлет “Защита естественного общества” (Vindication of Natural Society) с критикой http://www.intimkatalog.info рационалистической философии Болингброка, а в 1757 — "Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного" (Philosophical Enquiry in to the Origins of Our Ideas of the Sublime and Beautiful), оказавшее большое влияние на развитие европейской эстетики. В 1757 женился на Дж. Ньюджент, дочери фермера. С 1758 становится основным автором и редактором ежегодника "Annual Register" (до 1790).
[b]Начало политической деятельности[/b]
В 1759-1765 работал работа для молодых девушек секретарем члена парламента У. Гамильтона, руководившего в 1761-1763 штаб-квартирой лорда-лейтенанта Ирландии. В 1765 Берк был назначен секретарем маркиза Рокингема, премьер-министра Англии (1765-1766), и вошел в состав парламента, где он вскоре становится главным идеологом партии вигов. Выступления Берка в защиту свободы слова, за смягчение наказаний для несостоятельных должников, против притеснения католиков, за отмену работорговли и др. принесли ему международную известность.
[b]Война за независимость США[/b]
Во время кризиса в отношениях Англии с ее американскими колониями (1766-1775), приведшего к Войне за независимость США, Берк порицал репрессивные меры правительства и требовал ради сохранения целостности империи пойти на компромисс с колонистами, отказавшись от чрезмерного вмешательства метрополии в их экономическую деятельность.
[b]Реформы в Англии[/b]
В 1780-1782 Берк сыграл одну из главных ролей в проведении “экономической реформы” — ликвидации синекур, использовавшихся королем для подкупа парламентариев. В то же время Берк неизменно отвергал выдвигавшуюся левыми вигами и радикалами идею парламентской реформы.
[b]Импичмент У. Гастингса[/b]
В 1784-1786 широкий резонанс получили парламентские выступления Берка с требованием импичмента генерал-губернатора Индии У. Гастингса за злоупотребление властью. Участвуя в судебном процессе над Гастингсом (1787-1795) в качестве обвинителя, Берк произнес ряд знаменитых речей, посвященных вопросам политики и права.
[b]Борьба против Французской революции[/b]
Крайне негативно восприняв Великую французскую революцию, Берк подверг ее резкой критике в серии парламентских выступлений и публицистических работ (1790-1797), наиболее известная из которых — "Размышления о революции во Франции" (Reflections on the French Revolution, 1790), — вызвавшая широкую дискуссию, в которой приняли участие многие видные политики и мыслители Европы, вошла в историю общественной мысли как классическое изложение принципов консервативной идеологии.
[b]Общественно-политическая теория Берка[/b]
Система социально-политических взглядов Берка определялась христианским мировоззрением. Жизнь Вселенной, считал он, подчинена единому, вечному и универсальному закону, установленному свыше и действующему как в природе, так и в обществе. В своих действиях люди обязаны учитывать этот объективный “ход вещей”, хотя в социальных отношениях нет столь жесткой взаимозависимости между причиной и следствием, как в естественной среде. История человечества развивается в соответствии с объективными закономерностями, но одновременно она представляет собой и результат деятельности людей, эффективность которой зависит от того, насколько им оказалась доступна мудрость царящей во Вселенной божественной гармонии.
Человеческий разум, полагал Берк, не способен полностью постичь установленные свыше закономерности жизни общества, однако, наблюдая за повседневным "ходом вещей", воплотившим в себе мудрость Провидения, люди могут получить некоторое представление о мировой гармонии (например, в экономике она проявляется в действии объективных законов рынка). Впрочем и такое познание доступно не для отдельного индивида, а лишь для коллективного разума нации, поколение за поколением накапливающего бесценные крупицы божественной мудрости, которая находит отражение в нравах, обычаях и традициях.
Рассматривая каждое государство как наследственное достояние всех поколений его граждан, Берк подчеркивал необходимость уважать историческую преемственность в политике и отрицал возможность оценивать социальные институты с точки зрения их разумности, как это делали многие философы Просвещения. Критикуя рационалистический подход, согласно которому, наличие внутренних противоречий в объекте исследования свидетельствует о его нежизнеспособности, Берк доказывал, что, согласно объективным законам мироздания, противоречия в обществе столь же неизбежны, как и в природе. Отвергал он и теорию общественного договора Руссо, предполагавшую возможность создания общества и государства посредством целенаправленного акта.
Не отрицая возможности реформировать в случае необходимости исторически сложившиеся институты, Берк полагал, что такое преобразование должно носить частичный и чисто прагматический характер, являясь средством улучшения, а не разрушения (например, Славная революция 1688). Французскую революцию он осуждал как попытку разрушить устоявшийся социальный порядок и заменить его чисто умозрительной, а потому нежизнеспособной схемой общественных отношений, разработанной философами Просвещения.
Сочинения: The Writings and Speeches of Edmund Burke. Oxford, 1981- (на 1997 вышли тома 2, 3, 5, 6, 8, 9); The Correspondence of Edmund Burke. Cambridge, 1958-1978. 10 vols.; Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979; Берк Э. Защита естественного общества // Эгалитаристские памфлеты в Англии середины XVIII в. М., 1991; Берк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993.
Литература: O’Brien C. C. The Great Melody. A Thematic Biography and Commented Anthology of Edmund Burke. Chicago, 1992; Чудинов А. В. Размышления англичан о Французской революции: Э. Берк, Дж. Макинтош, У. Годвин. М., 1996.